
Иван Александрович Ильин родился в Москве
Иван Александрович Ильин родился в Москве. В 1906 году он окончил юридический факультет Московского университета, после чего остался при кафедре для подготовки к профессорской деятельности.
В период с 1910 по 1912 годы Ильин проходил стажировку в ведущих университетах Европы — Гейдельберге, Фрейбурге, Берлине и Париже, где имел возможность слушать лекции таких выдающихся философов, как Генрих Риккерт, Георг Зиммель, Эдмунд Гуссерль и других.
С 1912 года он начал преподавательскую карьеру в Московском университете. В 1918 году успешно защитил диссертацию, в которой интерпретировал философию Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. Спустя три года, в 1921 году, Ильин был избран главой Московского психологического общества.
Однако в 1922 году его, как и многих других представителей российской интеллигенции, выслали из страны. В эмиграции он принял активное участие в создании Русского научного института в Берлине и редактировал журнал «Русский колокол». Среди его наиболее заметных публикаций в этот период — «Религиозный смысл философии» (1925), «О сопротивлении злу силой» (1925), «Путь духовного обновления» (1935).
После прихода нацистов к власти в Германии Ильин потерял своё рабочее место, и в 1938 году был вынужден переехать в Швейцарию. Он поселился в Цолликоне под Цюрихом, где жил до конца жизни. Умер Ильин 21 декабря 1954 года в Цюрихе.
3 октября 2005 года, согласно завещанию философа, его останки, а также останки генерала Антона Деникина и их супруг, были перезахоронены в Донском монастыре в Москве.
Одной из ключевых работ Ильина остаётся его исследование о Гегеле, в котором он предложил оригинальную метафизическую концепцию. В ней он утверждал, что понимание религиозного опыта возможно только через разумное осмысление и преображение хаоса эмпирической реальности. Поздние философские труды, такие как «Аксиомы религиозного опыта» (1953), подчеркивали важность личностного переживания религии как духовного действия и внутреннего состояния.
Ильин оставался верным традиционным ценностям: вере, семье, государству и духовной свободе — как основам устойчивого человеческого существования. Через свои труды он отстаивал мысль о том, что только в условиях свободы человек способен по-настоящему любить, верить, размышлять и стремиться к Богу. Именно эту идею он последовательно развивал в таких произведениях, как «О сопротивлении злу силой» (1925), «Путь духовного обновления» (1949), «Мир перед пропастью» (1950) и «Путь к очевидности» (1955).
Comments (0)